Тайная комната Екатерина II: чем любила в ней заниматься “шальная императрица”?
С именем Екатерины Великой связано множество легенд. Современники отмечали исключительную любвеобильность монархини, утверждая, что она не могла ни дня прожить без телесных утех.
Ходят слухи, что для разжигания сексуального аппетита императрица держала тайную комнату, в которой абсолютно всё, начиная от мебели и заканчивая вазочками и статуэтками, было украшено декором порнографического содержания.
Подтвердить или опровергнуть эти слухи отечественные исследователи не могут, поскольку доказательств существования этой комнаты нет. Но в запасниках Эрмитажа хранятся интересные раритеты екатерининской эпохи, украшенные эротическими барельефами и фигурами.
Обнаружение тайных комнат
Во время Великой Отечественной войны несколько немецких военкоров в сопровождении солдат вермахта отправились осматривать захваченные дворцы, которые когда-то принадлежали российским императорам.
В одном из них, предположительно это был дворец в Гатчине или в Царском Селе, они наткнулись на 5 комнат, внутреннее убранство которых заставило их испытать шок и стыд.
Покои, в которых очутились немцы, явно принадлежали человеку развратному и искушенному. Здесь секс был навязчивой темой во всем — от стен до мебели и даже дверных ручек.
Слегка оправившись от увиденного зрелища, военкоры зафиксировали убранство комнат на фотопленку.
Появление фотографий
Несколько фотографий, на которых предположительно изображены предметы эротической мебели из дворцовых покоев, сегодня можно найти в свободном доступе в интернете. Подлинность этих снимков не подтверждена, но некоторые исследователи не сомневаются, что они были сделаны немецкими оккупантами в 1941 году.
На одном из таких фото изображен мягкий стул эпохи Людовика XIV. На первый взгляд он ничем не примечателен, но при внимательном рассмотрении в классических декоративных завитках на подлокотниках можно увидеть изображения половых актов.
Край сиденья стула украшает пара раскинутых женских ног, а вершину спинки венчает ангельская головка женщины, совершающей далеко не благопристойные действия.
Есть также фотография с изображением классического стола круглой формы, ножки которого выполнены в виде мужских детородных органов, покоящихся на женских молочных железах. Края столешницы украшены таким же нескромным декором.
Путешествие в Россию
Существуют сведения, что фотоснимки с изображением эротической мебели привез в Россию режиссер Петер Водич, сын одного из солдат вермахта, своими глазами видевших странные комнаты в бывшей императорской резиденции.
В 2003 г. Водич наткнулся на немецком блошином рынке на фотоальбом со снимками, привлекший его внимание: на них была изображена странная мебель, напоминающая ту, о которой он слышал от отца. Заинтересовавшись находкой, бельгиец приехал в Санкт-Петербург, чтобы выяснить, какова судьба запечатленных на снимках вещей.
В России Водича ожидало разочарование. Когда он отправился с фотографиями в Эрмитаж, сотрудники музея не выявили желания говорить с ним на интересующую его тему.
После непродолжительных уговоров они отвезли иностранного гостя в Гатчинский дворец и показали несколько статуэток, табакерок и других безделушек эротического характера, которые когда-то принадлежали Екатерие II. Продемонстрировать Водичу всю коллекцию шальной императрицы сотрудники музея отказались.
При этом они отрицали саму возможность существования запечатленной на снимках мебели.
В конце встречи сотрудники музея сказали бельгийцу, что искать царскую комнату для любовных утех бесполезно, поскольку никто никогда не признает факт ее существования.
Хоть Петеру Водичу не удалось увидеть предметы, запечатленные на снимках, пользу от своего путешествия он все же получил, ведь теперь ему стало известно имя предполагаемой владелицы безумных комнат. Покопавшись в истории и узнав, что Екатерина II имела множество фаворитов и любила сексуальные эксперименты, он пришел к выводу, что любовная опочивальня принадлежала ей.
Любвеобильная государыня
Исследователи, подхватившие версию Водича о тайных апартаментах Екатерины II, попытались выяснить, для кого из своих фаворитов могла их создать императрица.
…И там шальная императрица
В объятьях юных кавалеров
Забывает обо всем,
Как будто вечно ночь будет длиться,
Как будто разочарование
Не наступит новым днем…
Слова из песни “Шальная императрица”, И. Николаева (исполняет И. Алегрова).
Самые продолжительные любовные отношения Екатерину II связывали с графом Григорием Орловым. Он был фаворитом царицы целых 12 лет и стал отцом ее незаконнорожденного сына Алексея Бобринского. Чувства государыни к графу были настолько сильны, что она даже хотела вступить с ним в брак после смерти своего супруга Петра III.
Учитывая длительную связь Екатерины Великой с Григорием Орловым (другие фавориты не задерживались у нее больше одного-двух лет), можно предположить, что развратные комнаты императрица построила для него, чтобы разжигать в нем потухшую от времени страсть.
В пользу этой версии говорит то, что Гатчинский дворец, в который музейные работники отвезли Водича, царица приказала построить для Орлова.
Но есть одна загвоздка: к тому времени, когда сооружение дворца завершилось, государыня охладела к графу и завела себе другого фаворита. Однако если предположить, что Екатерина периодически проявляла благосклонность к бывшему любовнику (как это было с Потемкиным), тогда версия, что в тайных покоях она встречалась с Орловым, имеет право на существование.
Некоторые исследователи предполагают, что эротические апартаменты Екатерины Великой находились не в Гатчине, а в Царскосельском дворце. Будучи уже пожилой, она обустроила их, чтобы предаваться разврату со своим последним фаворитом, 22-летним офицером Платоном Зубовым, а также с другими любовниками, которых даже в преклонном возрасте монархиня меняла как перчатки.
Одержимость государыни мужчинами не знала границ. По дошедшим до наших дней сведениям, на содержание только 11 своих любовников она потратила почти 93 млн рублей. Эта сумма превышала размер годовых расходов государственной казны екатерининской эпохи и была сопоставима с размером внутреннего и внешнего долгов России к концу правления царицы. Какая часть из этой суммы пошла на обустройство любовных покоев, можно только догадываться.
Сотрудники Эрмитажа признают, что царица действительно встречалась с Платоном Зубовым в специально оборудованном для любовных утех будуаре, однако сразу же подчеркивают, что ни один предмет интерьера из него до XX века не сохранился.
Слова работников Эрмитажа можно поддать сомнению, поскольку художник Александр Бенуа во времена своей работы в музее показывал представителям петербургской богемы раритет, который не числился ни в одном каталоге, — сделанную из воска копию полового органа Потемкина.
Можно предположить, что в музее хранятся и другие предметы эротического характера, о которых неудобно говорить вслух.
И хоть информация о секретных опочивальнях любвеобильной государыни подтверждения не получила, любой турист, приехавший в Большой Гатчинский дворец, может спуститься в тайный тоннель, который был заложен в начале строительства императорской резиденции. По преданию, именно через него Екатерина II попадала в комнаты для разврата.
Судьба раритетов
В то время как российские историки молчат о тайной комнате Екатерины, специалист Центра восточноевропейских исследований Бремена Вольфганг Айхведе не подвергает сомнению факт ее существования. Ученый убежден, что мебель и предметы декора из эротического будуара во время войны были вывезены в Германию нацистами.
Этого же мнения придерживается режиссер Петер Водич, который снял на основе собранной им информации документальный фильм «Секрет Екатерины Великой».
Легенда о существовании тайной комнаты любвеобильной государыни настолько популярна, что в разных странах периодически появляются вещи, якобы вывезенные из этих покоев во время войны нацистами.
Так, несколько лет назад на аукционе Sotheby’s пытались продать за 20 тысяч долларов столик, украшенный фаллическими символами. В описании к лоту указывалось, что он мог принадлежать Екатерине II, но доказательств его исторической ценности продавец не предоставил. В результате раритет так и не обрел нового хозяина.
Болезнь, от которой умерла Екатерина Вторая Великая