Когда летописец вписал в Галицко-Волынскую повесть известие о коронации князя Даниила, он употребил латинское «coronatus» и русское «королъ». С 1253 года появился новый титул, взятый из западно-христианской дипломатии. Я, исследователь источников домонгольской эпохи, предлагаю рассмотреть, насколько титул отличал Даниила от предшественников и давал ли основание именовать его первым королём Руси. Корона и титул Папский легат […]
Когда летописец вписал в Галицко-Волынскую повесть известие о коронации князя Даниила, он употребил латинское «coronatus» и русское «королъ». С 1253 года появился новый титул, взятый из западно-христианской дипломатии. Я, исследователь источников домонгольской эпохи, предлагаю рассмотреть, насколько титул отличал Даниила от предшественников и давал ли основание именовать его первым королём Руси.

Корона и титул
Папский легат Опизо доставил корону, перстень и скипетр по поручению Иннокентия IV. Акт прошёл в Дорогичине среди деревянных стен и тумана над Бугом. Церемониал описан скупо, однако куриальные реестры (канцелярские книги Римской курии) подтверждают благословение папы и употребление титула «rex Russiae». Формула вошла в грамоты Даниила: «ego Daniel, Dei gratia rex Rusciae». Латинский стиль подчёркивал дистанцию от титула «самодержавный великий князь». Термин «король» переносил власть из родо-племенного старшинства в феодальный лад, где корона не наследуется автоматически, а даруется через помазание.
Политический контекст
Коронация прошла на фоне ордынского давления. После катастрофы 1240-1241 годов Галицко-Волынская земля функционировала как буфер между Улусом Джучи, Польшей и Венгрией. Даниил искал союзников, выстраивал контакт с курией, принимал доминиканские миссии, создавал укреплённые дитинцы западного образца. Корона давала дипломатический аргумент при переговорах с Вацлавом Чешским, Бенедиктом Антёфским, Генрихом Брауншвейгским. Термин «rex» открывал дверные проёмы западного протокола, где равные общаются лишь с равными.
Историографический спор
Провозглашая Даниила первым королём, часть историков игнорирует ранние прецеденты. Уже в 1040-е Ярослав Мудрый фигурировал в договорах с Генрихом III как «rex Russiae». Отдельные авторы находят королевский титул у Мстислава Великого и Владимира Мономаха, скажем, в Пандектах Нотвильского скриптория. Однако Ярослав не получал формального помазания, источники ограничиваются эпистолярной фиксацией. Даниил же обладал короной, легатской буллой и публичным ритуалом. Совокупность признаков делает его первым коронованным королём, если под термином «король» понимать сочетание литургии, регалий и признания внешними государями.
Подводя итог, я склоняюсь к формулировке: Даниил — первый коронованный король Руси, хотя слово «rex» встречается раньше. В западно-христианском обиходе корона, помазание и булла образуют неразрывный триптих, которым не располагал ни один древнерусский князь до 1253 года.
