Я наблюдал за презентацией аппарата в Портсмуте с профессиональным интересом. Металлический альбатрос, разворачивающийся на палубе, напомнил мне кадры 1917 года, когда впервые поднялся в воздух Sopwith Cuckoo — первый серийный британский торпедоносец. За столетие идея доставлять к цели длинную сигару с взрывчаткой почти не изменилась, поменялись носители. Корни замысла В тридцатые годы адмиралитет уповал на […]
Я наблюдал за презентацией аппарата в Портсмуте с профессиональным интересом. Металлический альбатрос, разворачивающийся на палубе, напомнил мне кадры 1917 года, когда впервые поднялся в воздух Sopwith Cuckoo — первый серийный британский торпедоносец. За столетие идея доставлять к цели длинную сигару с взрывчаткой почти не изменилась, поменялись носители.
Корни замысла
В тридцатые годы адмиралитет уповал на медлительный, но грациозный Swordfish. Во время Атлантических конвоев этот биплан выкручивал фигуры над штормами, удерживая подводные лодки на дистанции. Потом эстафету принял реактивный Sea Harrier, а карантинный период девяностых породил гибрид вертолёта и самолёта — беспилотные конвертопланы. Логика ударного удара с морской поверхности шагнула в XXI век именно через них.
Полёт и сброс
Новый аппарат создан фирмой Aeralis совместно с BAE Systems. Размах складывающихся консолей — шесть метров, грузоподъёмность достигает 400 килограммов. На подвеске размещается облегчённая версия торпеды Sting Ray Mod 2, снабжённая акустической головкой наведения и кольцевым приводом, уменьшающим кавитацию при входе в воду. Катапультирование с морской платформы происходит через пневматический разгонный стол, после старта тяга двух электрических винтов выносит корпус над гребнями волн. Конструкторы заложили модульную балку: альтернативный комплект несёт буй-ретранслятор или спасательную капсулу. Благодаря такой схеме флот получает средства разведки, связи и эвакуации в одном фюзеляже. Бесшумный ход электромоторов снижает дальность обнаружения гидрофонами на четыре километра по сравнению с турбовинтовым MQ-8C. В трансъевропейской программе MOSS (Maritime Autonomous System Revolution) аппарат уже интегрирован в сетевой протокол Link 11, а с 2025 года запланирован переход на Link 22. Тем самым дрон обменяется тактическими данными напрямую с норвежскими фрегатами Fridtjof Nansen и польскими корветами типа Miecznik.
Историческая перспектива
Я вспоминаю судьбу машины Short Sunderland, которая в четырнадцать часов патрулирования оборачивала бой к исходу, хотя и несла только две торпеды. Современный беспилотник обеспечивает аналогичную дальность, в то же время восходящий поток пропеллеров не нагружает экипаж усталостью. Линия эволюции сродни спирали закрученной раковины: знакомая форма, совершенно иной внутренний узор. Парадоксально, но появление нового носителя торпед оживляет классическую дилемму «щит и меч». Подводники отмечают пешеходными батареями с литиевым анодом, а создатели дронов вводят сонары с фазированной решёткой. Соревнование напоминает партию в го: пространство океана делят тонкие камни, чьи траектории почти не пересекаются. Расчётный ресурс планера — шесть тысяч посадок, что превышает показатели палубного вертолёта Merlin почти втрое. Экономия на топливе и экипаже превращает аппарат в расходный инструмент, сравнимый по цене с четырьмя ускоренными контейнерами Sea Ceptor. Поэтому флот обладает гибкой шкалой применения: от демонстрации флага до высокой интенсивности конфликта.