Когда изучаю хроники космической гонки, чаще всего обращаюсь к досье Алексея Леонова. Родившийся в лесной глуши Кемеровского края, он превратил детские наброски самолётов в маршрут к звёздам. Упорство, курсы штурмана в Чугуеве, отбор в первый советский отряд космонавтов — каждый штрих к портрету героя сложен как мозаика смальты. Прыжок в бездну 18 марта 1965 года […]
Когда изучаю хроники космической гонки, чаще всего обращаюсь к досье Алексея Леонова. Родившийся в лесной глуши Кемеровского края, он превратил детские наброски самолётов в маршрут к звёздам. Упорство, курсы штурмана в Чугуеве, отбор в первый советский отряд космонавтов — каждый штрих к портрету героя сложен как мозаика смальты.
Прыжок в бездну
18 марта 1965 года «Восход-2» вышел на орбиту. Через надувной шлюз «Волга» Леонов сделал девяностосекундный марш-бросок в вакуум — первый человечий шаг вне корпуса корабля. Скафандр «Беркут» раздувался подобно горячему кукурузному зерну, суставы блокировались, а сбруя баков с кислородом превращалась в кандалы. Ради грамма подвижности космонавт опустил давление, рискуя азотной эмболией. Мне приходилось видеть фотокопии телеметрии: пульс прыгнул до 180 ударов, уровень СО₂ подскочил шумовым сигналом «червонец».
Вернуться внутрь удалось лишь после импровизированной «сухой» дематериализации: Леонов выпустил остаток воздуха, сжал грудную клетку, нырнул в шлюз кувырком. Командир Пешков в отчёте использовал термин «анабазис», сравнив процедуру с походом Ксенофонта по враждебной территории. От 12-минутной экскурсии осталась тленящаяся крышка тетради: карандаш растаял в каплях пота, но поверх пятен будущий академик вывел слово «свобода».
Творец и дипломат
После орбитального дебюта Леонов не задремал в лаврах. Он курировал тренировочную программу «Союз-Аполлон», где советская и американская ракеты состыковались по оси, словно две ладони в рукопожатии. В Хьюстоне я просматривал стенограммы переговоров, голос Леонова вёл беседу сквозь статику эфира с невозмутимостью музейного смотрителя. На борту он обменялся с Томасом Стаффордом жетонами, превращая металл в дипломатический амулет. Без этого протокола охлаждение холодной войны затянулось бы дольше.
Космическая матрица, увиденная из иллюминатора, превратилась в палимпсест рисунков. Леонов любил слово «аэрография», хотя работал мягкими карандашами. Его серии «Лунная радуга» и «Пульс Сингулярности» украшают мою кафедру. Каждый холст — синестетический аккорд, где лазурь стратосферы звучит как виолончель. Тонкие линии передают «коранарное сияние», термин, которым он обозначал солнечные протуберанцы, окружающие грависферу (зону притяжения) планет.
Наследие космофронтира
Подвиг Леонова стал архетипом для выходов в открытое пространство от «Скайлэб» до «Тяньгун». Когда я беседовал с инструкторами гидролаборатории, они цитировали его метод «темповой визуализации»: прежде чем открыть люк, космонавт проигрывает каждое движение в воображении со скоростью метрическая анима, как говорят музыканты. В словаре Международного астросообщества термин закреплён под аббревиатурой ТВ-65. Именно дисциплина, а не экзотическая техника, создала образ бесстрашного русскоговорящего авиатора.
Леонов ушёл в 2019-м, но имя продолжает жить на карте Луны, у кратера, что напоминает след от кувырка гимнаста. Когда ночами анализирую фоноскопические записи «Восхода-2», слышу едва заметный шорох дыхания — эхо эпохи, в которой человек впервые раздвинул небесный занавес и вышил на нём свою подпись.