История создания Эрмитажа
Императорский Эрмитаж – российский музей искусств, находящийся в Санкт-Петербурге и расположенный в комплексе зданий: Зимнем и Меньшиковском дворцах, Генеральном Штабе, Запасном доме Зимнего дворца, Малом и Большом Эрмитажах.
История создания музея неразрывно связана с именем русской императрицы Екатерины II. Она не собирала предметы искусства для себя, а считала коллекционирование государственным делом.
До Эрмитажа
Еще до появления Эрмитажа в юго-восточной галерее Зимнего дворца располагались покои с антресолями – Императорский «музеум». Здесь императрица Екатерина хранила сокровища: картины, резные камни, фарфор и драгоценности. Своему другу, барону Ф. Гримму, Екатерина писала, что выйти из этих комнат быстро практически невозможно.
Эрмитаж. Начало
Тот же барон Гримм отмечал, что страсть Екатерины Алексеевны к коллекционированию сродни болезни, «обжорству». Она не умела и не хотела останавливаться, стараясь собрать коллекцию, достойную просвещенного европейского монарха.
Коллекция Гоцковского
История Эрмитажа началась в 1764 году с финансовой аферы некоего Иоганна Гоцковского. Этот прусский банкир и финансист, пытавшийся поставлять хлеб российской армии, задолжал большую сумму денег многим влиятельным людям Европы, в том числе и Екатерине Алексеевне. Рассчитаться с ней он решил коллекцией, которую собирал для короля Фридриха Прусского, и которую тот не сумел выкупить из-за неудачно закончившейся русско-прусской войны. Екатерина, изучив каталоги собрания, через своего посланника в Берлине князя В. Долгорукого дала согласие на такой взаиморасчет.
Интересно. Точное количество полотен, прибывших в Санкт-Петербург в 1764 году, неизвестно. По данным ученых, работающих в Эрмитаже, в столицу привезли 317 картин: 227 с описью и 90 без описи. По другим сведениям, коллекция насчитывала всего 225 полотен. Так или иначе, цена ее на тот момент составляла 183 тысячи талеров.
Собрание состояло из работ итальянских, фламандских и голландских мастеров: Тициана, Веронезе, Рафаэля, Рубенса, Ван Дейка. Голландские художники полюбились императорам России еще в начале века, а вот итальянцев они начали ценить только с началом Эпохи Просвещения.
Екатерина Алексеевна и ее наследники очень небрежно относились к картинам из этого собрания. Часть из них была раздарена императорами приближенным лицам, часть утеряна. До наших дней в музее сохранилось только 100 полотен из коллекции Гоцковского.
Малый Эрмитаж
Картины были размещены в двухэтажном дворцовом флигеле, построенном Ж.Б. Валлен-Деламотом – Эрмитаже. В переводе с французского это название означало «место для уединения», «приют отшельника». Во флигеле было несколько залов, кабинеты, комнаты с поднимающимися и опускающимися столами.
Екатериной Алексеевной были разработаны специальные правила для тех, кто посещает Эрмитаж: слушать музыку, играть в карты, читать, участвовать в театральных постановках и дружески общаться, «без чинов».
Интересно. Первое описание Малого Эрмитажа было сделано русским естествоиспытателем И. Георги. Он восторгался вкусом императрицы, красотой картин и богатой коллекцией фарфора, «белого золота» императоров, как говорили в XVIII веке. Также он упоминал о большом количестве расположенных в Эрмитаже бюстов великого французского философа Вольтера. Это не вызывает удивления, ведь Екатерина Алексеевна считала себя его ученицей и состояла с ним в переписке.
Расширение коллекции: европейский «шопинг» Екатерины Алексеевны
Императрица любила подчеркивать, что на покупку предметов искусства и драгоценностей она из казны денег не берет. Женщина она богатая, может себе позволить «маленькие капризы» в виде приобретения многочисленных картин, графических рисунков и скульптур для своего любимого Эрмитажа.
Коллекция Кобенцеля
В 1768 году в Брюсселе Екатериной было куплено обширное собрание графики, включающее в себя 5 тысяч рисунков. Наиболее ценной работой в коллекции был «Портрет неизвестной» Ж. Фуке.
Коллекция Генриха фон Брюля
В 1769 году Екатерина Алексеевна решила расширять собрание предметов искусства и приобрела на аукционе в Дрездене 600 картин и 1076 рисунков из коллекции первого министра эрцгерцога Саксонии Генриха фон Брюля. Покупка обошлась ей в 90 000 тысяч рублей.
Интересно. Барон фон Брюль собирал картины для своего повелителя, Августа III. Но, пользуясь властью и государственной казной, «насобирал» и для себя. Собрание его было обширным, только книг насчитывалось около 62 тысяч. Первый каталог по коллекции Брюля был выпущен в 1754 году. Его и увидела императрица. А когда ей доложили о продаже коллекции, сразу уточнила, возможен ли «опт».
Большой Эрмитаж
К 1770 году завершились работы по соединению Малого Эрмитажа с Зимним дворцом. Были построены две большие галереи с арочными окнами и внутренний сад Зимнего дворца. Картины располагались в галереях хаотично, бессистемно, лишь некоторые особо ценные из них были помещены под стекло. Места не хватало, и Екатерина Алексеевна приказала строить новое здание, Большой Эрмитаж. Архитектором был назначен Ю.М. Фельтен, друг одного из помощников императрицы в деле коллекционирования Д. Голицына.
Работу над Большим Эрмитажем маэстро планировал завершить в 1787 году. У Екатерины должно было появиться много свободного места. Можно было продолжать покупки.
Коллекция Троншена
В 1771 году все тот же Д. Голицын купил для Эрмитажа собрание женевского коллекционера Троншена. На эту коллекцию Екатерине Алексеевне указал Д. Дидро. Троншен был настолько доволен заключенной сделкой, что сообщил императрице об аукционе, основным лотом которого должно было стать легендарное собрание полотен барона Кроза де Тьера.
Коллекция П. Кроза
Покупку собрания барона совершал Д. Голицын. Эта коллекция считалась второй по размеру в Европе (первая принадлежала герцогам Орлеанским) – 400 полотен. В нее входили работы итальянских, голландских и французских мастеров: Рубенса, Пуссена, Ватто, Тициана. Истинными жемчужинами были:
- «Юдифь» Джорджоне;
- «Святое семейство» Рафаэля;
- «Даная» Рембрандта;
- «Прачка» Шардена.
Коллекция Уолпола
В 1779 году у британского премьер-министра Д. Уолпола была выкуплена коллекция его деда Роберта. Это было уникальное собрание, включающее в себя алтарные полотна, портреты монархов и членов их семей, картины и эскизы Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта.
Интересно. После покупки коллекции Уолпола Екатерина начала приобретать эскизы, считая, что с течением времени незаконченные работы известных художников будут так же ценны, как и их признанные шедевры.
Коллекция Бодуэна и Лайд-Брауна
В 1781 году в Париже по приказу императрицы было приобретено собрание графа Бодуэна, насчитывающее 119 картин. В этом же году у английского банкира были выкуплены многочисленные античные статуи и бюсты, а также скульптурные работы итальянских мастеров, таких как Микеланджело.
В 80-90 годах Екатерина Алексеевна приобретает для своей галереи коллекцию камней герцогов Орлеанских, заказывает портреты семьи у известных европейских художников, скупает фарфор и драгоценности – продолжает украшать Эрмитаж.
Интересно. Во времена Екатерины II посещать Эрмитаж могли только члены императорской семьи, придворные и ученики Академии Художеств. Последние – в образовательных целях.
Консультанты императрицы
Екатерина Алексеевна не просто бездумно скупала коллекции предметов искусства на европейских аукционах, она пользовалась услугами наиболее просвещенных людей своего времени, ценителей прекрасного. Среди ее эмиссаров были:
- Д.А. Голицын, друг Вольтера, Дидро, Д’ Аламбера, Монтескье, представлявший интересы своей повелительницы во Франции и Голландии; именно он купил для Эрмитажа шедевр Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына»;
- А.М. Белосельский, русский посланник в Дрездене, выступавший в качестве агента императрицы при покупке коллекции Брюля;
- граф А.С. Мусин-Пушкин, посланник в Лондоне, способствующий приобретению собрания Р. Уолпола;
- барон Ф.М. Гримм, друг Екатерины Алексеевны и ее «извечный корреспондент», бывший представителем императрицы в Германии; именно он посоветовал ей выкупить коллекцию книг Вольтера и Дидро.
Интересно. Придворные и друзья императрицы, зная об ее страсти к искусству, старались угодить повелительнице и покупали для Эрмитажа удивительные вещи. Так князь Г. Потемкин в 1780 году приобрел у одной английской герцогини сломанные часы. Механик И. Кулибин сумел починить их, а светлейший князь – подарить императрице. Теперь часы «Павлин» являются настоящей жемчужиной коллекции Малого Эрмитажа.
До Екатерины II в Российской империи не было ни одного большого и систематизированного собрания предметов искусства. А после ее смерти в Большом и Малом Эрмитажах насчитывалось уже 4 тысячи картин, рисунков, гравюр, антиков, статуй, бюстов, камней, изделий из фарфора и драгоценностей. Государство получило в наследство уникальную коллекцию.